В Советском Союзе было несколько заводов, на которых производились мотоциклы. Самые удачные модели были мечтой и предметом вожделения советских молодых людей, достать их было практически невозможно, а радость от обладания каким-нибудь «Уралом» или «Ижом» для поколения молодежи 70-х не померкла даже спустя десятилетия.
Большинство этих заводов и славных марок уже не существует — с открытием границ в 1990-е сомнительная продукция советской промышленности не выдержала конкуренции с нормальной мототехникой. Но несмотря на невысокое качество и эти советские мотоциклы приобрели сейчас легендарный ореол, причем некоторые модели стали культовыми даже среди западных любителей ретро-техники. Виной всему, конечно, обыкновенная ностальгия и — незаметное очарование ретро.
«Иж». На Ижевском машиностроительном заводе впервые в СССР в 1929-м начали серийное производство мотоциклов, которые пользовались неизменным спросом в стране социализма. Одна из самых массовых моделей — Иж Планета-2 1964 года выпуска. При этом Ижмаш в основном занимался производством оружия, а «товар народного потребления» был, так сказать, нагрузкой к основному производству. В 2008 году выпуск мотоциклов был прекращен.
«Минск». Минский мотоциклетно-велосипедный завод (ММВЗ) успешно работает до сих пор, а открыт он был в 1945-м. На фотографии модель Минск М103, выпускавшаяся с 1962 по 1964 год. В наше время белорусский завод выпускает довольно много разных машин, от эндуро до спортивных, а часть даже идет на экспорт.
«Урал». На Ирбитском мотоциклетном заводе выпускали самый знаменитые в мире советские мотоциклы марки «Урал», производство которых не прекращается с 1941-го до настоящего времени. Нынешняя популярность «Уралов» на Западе связана с тем, что ИМЗ — один из последних в мире заводов, до сих пор выпускающий тяжелые мотоциклы с коляской. Старые «Уралы» пользуются уважением среди байкеров и мотолюбителей всего мира…например, владельцем «Урала» является Брэд Питт. На заводе вовремя заметили эту тенденцию, и сейчас там выпускают малыми сериями тяжелые мотоциклы в ретро-дизайне, такие как «Урал-СиТи» 2016 года.
«Днепр». Большинство мотоциклетных заводов появилось в СССР в 1940-х, например, Киевский мотоциклетный завод открылся в 1945-м и выпускал мотоциклы под маркой «Днепр». Производство остановлено уже несколько лет назад, хотя сам завод формально существует. На фотографии — классическая модель 1957-го года Днепр М-72.
«Тула». Тульский машиностроительный завод существует с 1879 года и производит в основном оружие, хотя за свою долгую историю на нем пытались наладить выпуск множества разной другой техники. В 1953 году было запущено производство велосипедов, а в 1956 — мотороллеров. В среде поклонников мототранспорта ТулМаш прославился знаменитым грузовым мотороллером «Муравей», аналогов которому нет до сих пор. На снимке — модель ТГА200 «Муравей».
«Ковровец». Еще один оружейный завод, заодно выпускавший мотоциклы — завод имени Дегтярёва в Коврове. С 1946 года здесь производились мотоциклы для массового рынка под марками «Ковровец» и «Восход», одни из самых популярных в Советском Союзе. Сегодня их выпуск прекращен. На фото — «Ковровец» К-175 (1957).
ТИЗ. Один из первых в СССР заводов, где был налажен выпуск мотоциклов — Таганрогский инструментальный завод. Здесь мотоциклы производились еще до войны, тогда они не пользовались особенным спросом. На фотографии модель ТИЗ АМ-600, выпускавшаяся с 1935 по 1943 год. После войны завод был реорганизован, выпуск мототехники прекратился, и сейчас это Таганрогский комбайновый завод.
«Рига». Прибалтика всегда была наиболее прогрессивным, почти «заграничным» регионом СССР. Товары, производимые в прибалтийских республиках, были почти что «импортными» по качеству и престижу, не были исключением и мопеды марки «Рига» завода «Саркана звайгзне». Выпускались они в Риге ровно сорок лет, с 1958 по 1998 год, и были мечтой каждого советского мотолюбителя. На снимке — легкий мопед «Рига-11» 1976 года, символ «крутизны» подростка 70-х.
«Карпаты». В 1960 году львовский завод «Металл», основанный в 1919-м, был переоборудован под производство мототехники и получил название Львовский мотозавод. Самые известные модели завода — мопед (легкий мотоцикл с педалями, как у велосипеда, которыми можно помочь двигателю) «Верховина» и мокик (легкий мотоцикл без педалей) «Карпаты». Завод был ликвидирован в 1997-м году, а на фотографии одна из последних моделей мокик ЛМЗ-2.752 «Карпаты-2», разработанный в 1989 году и произведенный малой серией.
ПМЗ. Один из первых тяжелых мотоциклов в Советском Союзе был построен на Подольском механическом заводе в 1934 году и получил название ПМЗ-А-750. Выпускался он до 1939 года и стал первой и последней маркой этого завода, при этом оставшись в истории, как образец классического советского мото-дизайна.
0 Comments